Инсталляция Linux и первые шаги

         

Настройка XFree


В большинстве случаев установка XFree не представляет проблем.

Однако, если вы желаете использовать видеокарту для которой

драйвер находится в процессе разработки или добиться лучших

разрешения или производительности от карты с графическим акселератором,

то вам потребуется определенное время для настройки XFree.

В этой главе мы опишем как создать и отредактировать

XF86Config файл, который настраивает XFree86 сервер.

В большинстве случаев лучше всего начать с ``основной'' XFree86

конфигурации, которая использует низкое разрешение , например

640x480, поддерживаемого всеми видеокартами и мониторами.

Однажды настроив XFree на стандартное разрешение,

вы можете затем подстроить файл конфигурации для

для того, чтобы использовать все возможности,

предоставляемые вашей аппаратурой.

В дополнение к информации приведенной здесь, вам следует ознакомиться

со следующей документацией:

  • Документация по XFree в каталоге /usr/X11R6/lib/X11/doc

    (включенного в пакет XFree86-3.1-doc).

    Вам следует особенно обратить внимание на файл

    README.Config.

  • Многие видео микросхемы имеют отдельный справочный файл

    README (например README.Cirrus, README.S3).

    Прочитайте их, если вы имеете такую видеокарту.

  • Руководства (man pages) для XFree86.
  • Руководство (man) на XF86Config.
  • Руководство (man) на конкретный, используемый вами сервер

    (например

    XF86_SVGA или XF86_S3).

  • Основным файлом настройки XFree86 является файл

    /usr/X11R6/lib/X11/XF86Config.

    Этот файл содержит информацию о вашей мыши, параметрах видеокарты

    и т п. В качестве примера дистрибутив XFree86 содержит файл

    XF86Config.eg. Скопируйте его в файл XF86Config и отредактируйте.

    XF86Config man page подробно объясняет формат этого файла.

    Прочитайте данный документ , если вы еще это не сделали.

    Далее мы собираемся просмотреть файл XF86Config участок за участком.

    Этот файл может выглядеть не совсем так, как файл в вашем дистрибутиве

    XFree86, но структура их совпадает.

    !Заметьте, что формат файла XF86Config может изменяться


    с каждой версией XFree86; эта информация может быть верной только для

    XFree86 версии 3.1.

    !Имейте также в виду,

    что не следует просто копировать конфигурационный файл,

    приведенный здесь и пытаться использовать его.

    Попытка использовать конфигурационный файл, не соответствующий вашему

    оборудованию, может заставить ваш монитор работать со слишком высокой

    для него частотой; были сообщения о выходе из строя мониторов

    (особенно мониторов с фиксированной частотой) при использовании

    неверных XF86Config файлов.

    Каждая секция файла XF86Config определяется парой строк

    Section "<section-name>" ... EndSection.

    Первая секция файла называется Files, и выглядит следующим образом:

    Section "Files"

    RgbPath "/usr/X11R6/lib/X11/rgb"

    FontPath "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/misc/"

    FontPath "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/75dpi/"

    EndSection

    Строка RgbPath указывает местоположение базы данных цветов,

    а каждая строка FontPath определяет каталог, содержащий

    фонты.

    Как правило, вам не следует изменять эти строки,

    вам следует только убедиться, что все каталоги фонтов

    присутствуют.

    Следующая секция имеет имя ServerFlags и определяет несколько

    глобальных параметров для сервера.

    Как правило эта секция пуста.

    Section "ServerFlags"

    # Uncomment this to cause a core dump at the spot where a signal is

    # received. This may leave the console in an unusable state, but may

    # provide a better stack trace in the core dump to aid in debugging

    # NoTrapSignals

    # ncomment this to disable the <Crtl><Alt><BS> server abort sequence

    # DontZap

    EndSection

    Все строки данной секции закомментированы.

    Следуюшая секция Keyboard.

    Она определяет работу клавиатуры.

    Section "Keyboard"

    Protocol "Standard"

    AutoRepeat 500 5

    ServerNumLock

    EndSection

    Доступны также и другие режимы. Описанные выше опции работают на

    большинстве клавиатур.

    Следующая секция - Pointer определяет параметры мыши.



    Section "Pointer"

    Protocol "MouseSystems"

    Device "/dev/mouse"

    # Baudrate and SampleRate are only for some Logitech mice

    # BaudRate 9600

    # SampleRate 150

    # Emulate3Buttons is an option for 2-button Microsoft mice

    # Emulate3Buttons

    # ChordMiddle is an option for some 3-button Logitech mice

    # ChordMiddle

    EndSection

    Единственными опциями, на которые стоит обратить внимание

    являются Protocol и Device. Protocol определяет протокол,

    который использует ваша мышь.

    Возможными типами (для Linux - есть другие опции,

    доступными для других ОС) являются:

  • BusMouse


  • Logitech

  • Microsoft

  • MMSeries

  • Mouseman

  • MouseSystems

  • PS/2

  • MMHitTab


  • Для Logitech busmouse следует использовать протокол BusMouse.

    Заметьте, что для старых мышей Logitech необходимо использовать протокол

    Logitech, а для новых или Microsoft, или Mouseman протокол.

    Строка Device определяет устройство к которому подключена мышь.

    На большинстве систем Linux это /dev/mouse.

    /dev/mouse обычно

    связано с соответствующим серийным портом (например /dev/cua0 - COM1

    или /dev/cua1 - COM2) или с портом busmouse.

    В любом случае убедитесь, что указанное устройство есть

    в каталоге /dev и работоспособно.

    Следующая секция - Monitor, определяет характеристики вашего монитора.

    Файл XF86Config может содержать не одну, а несколько секций Monitor

    (это справедливо и для других секций).

    Это полезно в том случае, когда вы подключили к системе

    несколько мониторов или используете один и тот же

    XF86Config файл для различных конфигураций.

    Section "Monitor"

    Identifier "CTX 5468 NI"

    # These values are for a CTX 5468NI only! Don't attempt to use

    # them with your monitor (unless you have this model)

    Bandwidth 60

    HorizSync 30-38,47-50

    VertRefresh 50-90

    # Modes: Name dotclock horiz vert

    ModeLine "640x480" 25 640 664 760 800 480 491 493 525

    ModeLine "800x600" 36 800 824 896 1024 600 601 603 625

    ModeLine "1024x768" 65 1024 1088 1200 1328 768 783 789 818



    EndSection

    Строка Identifier используется для именования текущего описания

    монитора. Это может быть любая строка, на которую вы в дальнейшем

    ссылаться в файле XF86Config.

    HorizSync определяет возможные скорости горизонтальной развертки

    для вашего монитора в Килогерцах.

    Если у вас многочастотный (multisync) монитор, вы можете указать

    интервал значений (или несколько интервалов, разделенных запятой),

    как показано выше.

    Если у вас монитор с фиксированной частотой, то вам надо указать

    список фиксированных значений. Например:

    HorizSync 31.5, 35.2, 37.9, 35.5, 48.95

    В руководстве на ваш монитор эти значения должны быть описаны.

    Если вы не имеете этой информации, вам следует связаться с производителем

    или продавцом вашего монитора.

    Строка VertRefresh описывает возможные значения частоты вертикальной

    развертки для вашего монитора в герцах.

    Как и для HorizSync вы можете указать интервал или список

    дискретных значений. Ваше руководство на монитор должно содержать эту

    информацию.

    Сервер использует значения HorizSync и VertRefresh

    только для того,

    чтобы убедиться что вы верно определили разрешение монитора.

    Это исключает возможность разрушения монитора

    при попытке работы с ним на частоте превышающей максимально

    допустимую.

    Строка ModeLine определяет один из режимов разрешения вашего монитора.

    Ее формат:

    ModeLine <name> <clock> <horiz-values> <vert-values>

    <name> - строка, которую вы можете использовать в этом файле в

    дальнейшем для указания разрешения.

    <dot-clock> определяет частоту задающего генератора адаптера

    для этого разрешения.

    Обычно частота указывается в мегагерцах.

    Она определяет скорость с которой видеокарта должна посылать

    значения точек экрана на монитор при указанном разрешении.

    <horiz-values> и <vert-values>

    состоят из 4-х цифр каждая.

    Эти значения определяют, когда электронная пушка монитора

    во время развертки должна включиться и когда должны проходить

    импульсы горизонтальной и вертикальной синхронизации



    во время развертки луча.

    Как описать строку ModeLine для вашего монитора?

    Файл VideoModes.doc, включенный в дистрибутив XFree86,

    детально описывает как определить эти значения для

    каждого разрешения, которое поддерживает ваш монитор.

    Значение clock должно соответствовать частотам, которые

    поддерживает ваша видеокарта.

    Далее в файле XF86Config вы определите эти значения.

    Существует два файла modeDB.txt и Monitors

    в дистрибутиве XFree, которые могут содержать

    данные ModeLine для вашего монитора.

    Эти файлы располагаются в каталоге /usr/X11R6/lib/X11/doc.

    Вы можете начать со значений ModeLine для мониторов стандарта VESA.

    Этот режим поддерживается большинством мониторов.

    Файл modeDB.txt включает описания синхронизации

    для стандартного разрешения VESA.

    В этом файле вы найдете такие строки:

    # 640x480@60Hz Non-Interlaced mode

    # Horizontal Sync = 31.5kHz

    # Timing: H=(0.95us, 3.81us, 1.59us), V=(0.35ms, 0.064ms, 1.02ms)

    #

    # name clock horizontal timing vertical timing flags

    "640x480" 25.175 640 664 760 800 480 491 493 525

    Это стандартная строка синхронизации для разрешения 640x480 точек.

    Она устанавливает частоту 25.175 Mhz,

    которая должна поддерживаться большинством мониторов

    (более подробно об этом позже).

    В вашем файле эта строка должна выглядеть так:

    ModeLine "640x480" 25.175 640 664 760 800 480 491 493 525

    Заметим, что аргумент name в строке ModeLine

    (в нашем случае "640x480") может быть любой строкой,

    которая описывает для вас разрешение монитора.

    Для каждой строки ModeLine сервер проверяет, попадают ли указанные

    значения в интервал указанных значений Bandwidth, HorizSync и

    VertRefresh.

    Если нет, то сервер выдаст предупреждение при начале работы.

    Если стандартные значения синхронизации VESA не работают у вас,

    то просмотрите другие значения в файлах modeDB.txt и Monitors

    для других типов мониторов.

    Заметим, что многие 14 и 15 дюймовые мониторы не могут поддерживать

    разрешений 1024x768 точек из-за низкого значения Bandwidth.



    То есть, если вы не нашли описание режима высокого разрешения

    для вашего монитора, то не исключено, что ваш монитор не

    поддерживает такое разрешение.

    Если вы потерпели неудачу с подбором строки ModeLine,

    изучите инструкцию описанную в файле VideoModes.doc

    вашего дистрибутива.

    По этой инструкции вы сможете описать

    строку ModeLine по спецификациям, описанным в вашем руководстве

    на монитор.

    В конце концов, если вы не можете подобрать правильные значения строки ModeLine,

    то вы можете просто слегка изменить

    эти значения для достижения требуемого результата.

    Например, если изображение на экране слегка

    уходит влево или вверх, вы можете по инструкции из файла

    VideoModes.doc настроить значения синхронизации.

    Проверьте также наличие управляющих клавиш на вашем мониторе!

    Частенько бывает достаточным изменить горизонтальный и вертикальный

    размер изображения во время работы XFree чтобы добиться

    желаемой центровки и размера изображения.

    Наличие этих клавиш на монитора значительно упрощает жизнь.

    Следующая секция Device описывает параметры вашей видеокарты.

    Например:

    Section "Device"

    Identifier "#9 GXE 64"

    # Nothing yet; we fill in these values later.

    EndSection

    Эта секция описывает возможности вашей карты.

    Identifier определяет имя этого описания для ссылки на него в

    дальнейшем.

    Первоначально вам не стоит заполнять эту секцию, за исключением

    поля Identifier.

    X-сервер можно использовать в режиме определения параметров

    установленной видеокарты.

    После определения этих параметров вы занесете их в эту секцию.

    X-сервер способен определить тип микросхемы

    видеокарты, поддерживаемый интервал частот,

    наличие RAMDAC и размер установленной памяти на видеоадаптере.

    Прежде чем мы это сделаем, нам следует закончить описание

    файла XF86Config.

    Следующая секция - Screen описывает возможные

    режимы работы X-сервера с видеокартой и монитором.

    Section "Screen"

    Driver "Accel"

    Device "#9 GXE 64"

    Monitor "CTX 5468 NI"



    Subsection "Display"

    Depth 16

    Modes "1024x768" "800x600" "640x480"

    ViewPort 0 0

    Virtual 1024 768

    EndSubsection

    EndSection

    Строка Driver определяет тип сервера, который вы будете использовать.

    Вы можете использовать следующие сервера:

    Accel:

    Для XF86_S3, XF86_Mach32, XF86_Mach8, XF86_8514,

    XF86_P9000, XF86_AGX, and XF86_W32 серверов;

    SVGA:

    Для XF86_SVGA сервера;

    VGA16

    : Для XF86_VGA16 сервера;

    VGA2

    : Для XF86_Mono сервера;

    Mono

    : Для non-VGA монохромного драйвера в XF86_Mono и XF86_VGA16

    серверах.

    Убедитесь, что файл /usr/X11R6/bin/X

    является символьной ссылкой на используемый вами сервер.

    Строка Device определяет идентификатор секции Device,

    описывающей установленную видеокарту.

    Выше мы описали секцию Device с идентификатором:

    Identifier "#9 GXE 64"

    Следовательно, здесь мы используем "#9 GXE 64" в строке Device.

    Точно так же строка Monitor определяет имя секции Monitor

    для данного сервера, в данном примере "CTX 5468 NI".

    Подсекция Display определяет режим работы сервера при выводе информации

    на экран. Файл XF86Config детально описывает эти режимы.

    Режимы, которые вам необходимо знать:

  • Depth. Опеделяет число битов на точку. Обычно Depth

    принимает значение 8 (256 цветов). Для сервера VGA16 вам следует

    установить значение Depth 4 и для монохромного сервера - 1.

    Если вы используете видеокарту с ускорителем и имеете достаточно

    памяти для поддержки большего числа бит на точку, Вы можете

    установить Depth 16 , 24 или 32.

    Если с этими значения появились проблемы

    вернитесь к значению 8 и попытайтесь решить проблему позже.

  • Modes. Указывает список видеорежимов, описанных

    в секции ModeLines.

    Выше мы описали режимы Modelines названные

    "1024x768", "800x600" и "640x480".

    Следовательно строка Modes будет выглядеть:

    Modes "1024x768" "800x600" "640x480"

    Первый режим, перечисленный в этой строке устанавливается по умолчанию



    после начала работы сервера.

    Далее вы можете переключать режимы разрешения изображения,

    использую клавиши

    ctrl-alt-numeric + и ctrl-alt-numeric -.


  • Лучше всего при начальном конфигурации XFree86

    использовать минимальное разрешение, например 640x480,

    которое работает на большинстве систем.

    И после настройки этого режима настроить XF86Config

    на работу с большими разрешениями.

  • Virtual. Устанавливает виртуальный размер экрана.

    XFree86 имеет возможность использовать дополнительную память на

    вашей видеокарте для расширения вашего рабочего поля.

    Когда указатель мыши доходит до края экрана, ваше рабочее поле сдвигается

    показывая новые части вашего рабочего поля.

    Следовательно, даже если вы работаете на мониторе

    с низким разрешением (например 800x600 точек),

    вы можете установить размер виртуального экрана насколько

    вам позволяет память видеоплаты (1 Мегабайтная плата

    может хранить рабочее поле 1024x768 с 256 цветами,

    2-х Мегабайтная плата - 1280x1024 с 256 цветами или

    1024x768 с 16384 цветами и т д).

    Конечно, вы не сможете увидеть сразу все поле на вашем мониторе,

    но вы можете легко просмотреть любую его часть.

    Virtual предоставляет вам прекрасную возможность

    использовать всю память вашего адаптера, но

    она довольно ограничена.

    Если вы желаете еще расширить возможности работы

    с экраном, вам следует использовать fvwm, openwin

    или другой подобный менеджер окон.

    fvwm и openwin позволяет вам иметь намного больший

    виртуальный экран (используя механизм спрятанных окон,

    вместо сохранения всего экрана в видеопамяти).

    Ваше виртуальное рабочее поле может состоять из

    16x16 реальных экранов и более.

    Обратитесь к руководству по указанным командам.

    Большинство дистрибутивов XFree используют по

    умолчанию менеджер окон fvwm.

  • ViewPort.

    Если вы использовали опцию Virtual, описанную выше,

    ViewPort устанавливает координаты левого верхнего угла

    виртуального экрана после начала работы сервера.

    Часто используют значение Virtual 0 0.

    Если вы не установили этого значения сервер центрирует

    виртуальный экран на мониторе (что может быть не всегда желательно).


  • Существуют и другие опции для данной секции (см. руководство

    для файла XF86Config). На практике же другие опции

    не обязательны для начальной установки сервера.


    Содержание раздела